СИСТЕМА СООБЩЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Система сообщений по вопросам безопасности полетов в ГА СССР [2] предназначена для сбора и анализа информации о случаях возникновения реальной угрозы безопасности полетов, предоставляемых авиационными специалистами для разработки эффективных мероприятий по предотвращению авиационных происшествий. Система — составная часть комплекса целенаправленных мер по обеспечению безопасности полетов. Введение ее не отменяет, а дополняет действующую систему расследования, классификации, учета и анализа авиационных происшествий и их предпосылок. Информационную базу системы составляют сообщения авиационных работников о событиях или обстоятельствах, создающих или способных при определенных условиях создавать угрозу безопасности полетов, а также предложения по их предотвращению.
Принципиальной основой системы сообщений, обеспечивающей эффективность ее работы, является: гарантированное использование поступившей информации не для выявления виновных, а для устранения причин (факторов) событий, явлений, создающих угрозу безопасности полетов;
обеспечение тщательного изучения каждого сообщения и использования имеющейся в нем информации для разработки профилактических мероприятий.
Систематическое обобщение информации по совокупности сообщений для проведения анализа безопасности полетов и разработки мер по ее повышению.
Сообщения рекомендуется направлять в кратчайшие сроки с момента возникновения опасного события или выявления опасного нарушения любым авиационным специалистом в адрес ГосНИИ ГА.
Представляют интерес события, обусловленные следующими недостатками:
компоновки рабочих мест, санитарно-гигиенических условий, эргономических решений; ‘
технологии работы, схем взаимодействия, оповещения ;
функционирования авиационной и наземной техники;
организации летной работы, УВД, технической эксплуатации авиационной техники;
регламентирующих документов;
подготовки и переподготовки авиационных специалистов, систем контроля их профессиональной пригодности;
исполнительской дисциплины авиационных специалистов;
партийно-политической и воспитательной работы на предприятиях;
учета реальных физических и психофизиологических возможностей летного и диспетчерского состава для действий в условиях нормального полета и особых случаях в полете;
других сторон деятельности предприятий и специалистов гражданской авиации, нарушающих условия безаварийной работы.
Лица, пожелавшие направить сообщения, должны представлять информацию в таком виде, который позволит специалистам, проводящим обработку, понять суть происшедших событий, оценить степень опасности, определить причины (факторы), их вызывающие, и разработать соответствующие профилактические мероприятия. Сообщения рекомендуется составлять по типовой форме, используя для этой цели специальные бланки по форме 01.СС.86. При отсутствии бланков и по желанию лица, направляющего сообщение, оно может быть составлено в произвольной форме. Лицам, направляющим сообщения, рекомендуется заполнять бланки в полном объеме, включая данные об отправителе. Эти данные могут понадобиться специалистам, проводящим анализ для получения дополнительной информации. Бланки тиражируются по заказам Главной инспекции МГА и распространяются эксплуатационным предприятиям Министерства гражданской авиации. На авиапредприятиях бланки должны находиться в специально отведенных местах, обеспечивающих свободный доступ к ним. По желанию лида, направляющего сообщение, оно может быть отправлено в установленном порядке по почте или опущено в специально установленный на предприятии ящик. Содержимое его 1 раз в неделю направляется сотрудниками инспекции авиапредприятия в адрес ГосНИИ ГА.
Для оперативного рассмотрения сообщений и принятия по ним профилактических мер в ГосНИИ ГА приказом начальника института создается рабочая группа по обработке и анализу поступающих данных. Помимо специалистов ГосНИИ ГА в нее по согласованию с руководством НЭЦ АУВД, ГПИиНИИ ГА «Аэропроект» МИИ ГА включаются специалисты соответствующих направлений. После получения сообщений соответствующий специалист по поручению руководителя группы в срок до 10 дней определяет полноту содержащейся в нем информации, а также. необходимость принятия срочных профилактических мер. При недостаточности данных принимаются меры для получения такой информации.
Если, по мнению специалиста, требуется принятие •срочных профилактических мер, то им немедленно подготавливается конкретное предложение по устранению недостатков, указанных в сообщении, и направляются в заинтересованное управление МГА. Все поступающие в ГосНИИ ГА сообщения после изучения кодируются и вводятся в ЭВМ для учета и последующего статистического анализа. Данные о лице, составившем сообщение, не кодируются и в ЭВМ не вводятся. Если содержание сообщения направлено против конкретных лиц, то принятие мер возможно только при наличии сведений об авторе, а также если сообщение содержит информацию о событиях, которые закончились авиационным или чрезвычайным происшествиями, а также связаны с преступными действиями, то они передаются в органы, ведущие расследование.
Поступившие в ГосНИИ ГА сообщения к 15 числу следующего месяца передаются на магнитной ленте в ГВЦ ГА для ведения информационных массивов Системы, в рамках отраслевых подсистем МАСУ «Безопасность». ГВЦ ГА обеспечивает выдачу по за —
просам, согласованным с Главной инспекцией МГА,.. обобщенных сведений системы сообщений для проведения работ по профилактике аварийности в гражданской авиации. По сообщениям, содержащим информацию о наиболее опасных отклонениях в деятельности авиапредприятий, рабочей группой подготавливаются оперативные извещения с рекомендациями по устранению опасных факторов и направляются в соответствующие управления МГА для принятия решения. Дубликат извещения передается ш Главную инспекцию МГА для контроля за разработкой и внедрением профилактических мероприятий.
При выявлении опасных тенденций в ходе анализа сводных материалов Системы рабочая группа направляет в Главную инспекцию МГА сводку о выявленных опасных отклонениях в работе авиационнотранспортной системы с конкретными предложениями по их устранению. Материалы обобщения сообщений включаются в ежегодный анализ безопасности полетов, проводимый Главной инспекцией МГА, совместно с ГосНИИ ГА, с указанием в нем обоснованных рекомендаций по устранению выявленных отклонений.
Хранение заполненных бланков сообщений в — ГосНИИ ГА после перевода на магнитный носитель осуществляется в течение одного года. Затем эти материалы подлежат уничтожению в установленном! порядке.
Лицевая сторона
Форма 01.11.86-‘ МАСУ «Безопасность»-
Система сообщений по вопросам безопасности полетов
Занимаемая должность корреспондента Стаж работы в гражданской авиации ‘
Отмеченные данные направлены на совершенствование (указать конкретно АТ или служба)
Содержание сообщения
линия отреза |
|
Настоящие данные вводу в ЭВМ и хранению не подлежат |
Сведения об авторе сообщения Фамилия Имя Отчество Служебный адрес телефон Помявший адрес телефон |
Оборотная сторона |
Предложения по устранению недостатков
Примечание. Если Вы считаете, что по каким-то соображениям анкету подписывать нецелесообразно, то это делать необязательно.
[1] Основные направления экономического и — социального развития. СССР на 1986^-1990 годы и на период до 2Q00 года: М.: Политиздат, 1986. С. 58.
[2] В дальнейшем Система.