СИСТЕМА СООБЩЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Система сообщений по вопросам безопасности по­летов в ГА СССР [2] предназначена для сбора и ана­лиза информации о случаях возникновения реальной угрозы безопасности полетов, предоставляемых авиа­ционными специалистами для разработки эффектив­ных мероприятий по предотвращению авиационных происшествий. Система — составная часть комплекса целенаправленных мер по обеспечению безопасности полетов. Введение ее не отменяет, а дополняет дей­ствующую систему расследования, классификации, учета и анализа авиационных происшествий и их предпосылок. Информационную базу системы состав­ляют сообщения авиационных работников о событиях или обстоятельствах, создающих или способных при определенных условиях создавать угрозу безопасно­сти полетов, а также предложения по их предотвра­щению.

Принципиальной основой системы сообщений, обеспечивающей эффективность ее работы, является: гарантированное использование поступившей ин­формации не для выявления виновных, а для устра­нения причин (факторов) событий, явлений, создаю­щих угрозу безопасности полетов;

обеспечение тщательного изучения каждого сооб­щения и использования имеющейся в нем информа­ции для разработки профилактических мероприятий.

Систематическое обобщение информации по сово­купности сообщений для проведения анализа без­опасности полетов и разработки мер по ее повыше­нию.

Сообщения рекомендуется направлять в кратчай­шие сроки с момента возникновения опасного собы­тия или выявления опасного нарушения любым авиа­ционным специалистом в адрес ГосНИИ ГА.

Представляют интерес события, обусловленные следующими недостатками:

компоновки рабочих мест, санитарно-гигиениче­ских условий, эргономических решений; ‘

технологии работы, схем взаимодействия, опове­щения ;

функционирования авиационной и наземной тех­ники;

организации летной работы, УВД, технической эксплуатации авиационной техники;

регламентирующих документов;

подготовки и переподготовки авиационных специа­листов, систем контроля их профессиональной при­годности;

исполнительской дисциплины авиационных специа­листов;

партийно-политической и воспитательной работы на предприятиях;

учета реальных физических и психофизиологиче­ских возможностей летного и диспетчерского состава для действий в условиях нормального полета и осо­бых случаях в полете;

других сторон деятельности предприятий и специа­листов гражданской авиации, нарушающих условия безаварийной работы.

Лица, пожелавшие направить сообщения, должны представлять информацию в таком виде, который позволит специалистам, проводящим обработку, по­нять суть происшедших событий, оценить степень опасности, определить причины (факторы), их вызы­вающие, и разработать соответствующие профилак­тические мероприятия. Сообщения рекомендуется составлять по типовой форме, используя для этой цели специальные бланки по форме 01.СС.86. При отсутствии бланков и по желанию лица, направляю­щего сообщение, оно может быть составлено в про­извольной форме. Лицам, направляющим сообщения, рекомендуется заполнять бланки в полном объеме, включая данные об отправителе. Эти данные могут понадобиться специалистам, проводящим анализ для получения дополнительной информации. Бланки ти­ражируются по заказам Главной инспекции МГА и распространяются эксплуатационным предприятиям Министерства гражданской авиации. На авиапред­приятиях бланки должны находиться в специально отведенных местах, обеспечивающих свободный до­ступ к ним. По желанию лида, направляющего сооб­щение, оно может быть отправлено в установленном порядке по почте или опущено в специально установ­ленный на предприятии ящик. Содержимое его 1 раз в неделю направляется сотрудниками инспекции авиа­предприятия в адрес ГосНИИ ГА.

Для оперативного рассмотрения сообщений и при­нятия по ним профилактических мер в ГосНИИ ГА приказом начальника института создается рабочая группа по обработке и анализу поступающих данных. Помимо специалистов ГосНИИ ГА в нее по согласо­ванию с руководством НЭЦ АУВД, ГПИиНИИ ГА «Аэропроект» МИИ ГА включаются специалисты со­ответствующих направлений. После получения сооб­щений соответствующий специалист по поручению руководителя группы в срок до 10 дней определяет полноту содержащейся в нем информации, а также. необходимость принятия срочных профилактических мер. При недостаточности данных принимаются меры для получения такой информации.

Если, по мнению специалиста, требуется принятие •срочных профилактических мер, то им немедленно подготавливается конкретное предложение по устра­нению недостатков, указанных в сообщении, и на­правляются в заинтересованное управление МГА. Все поступающие в ГосНИИ ГА сообщения после изучения кодируются и вводятся в ЭВМ для учета и последующего статистического анализа. Данные о лице, составившем сообщение, не кодируются и в ЭВМ не вводятся. Если содержание сообщения на­правлено против конкретных лиц, то принятие мер возможно только при наличии сведений об авторе, а также если сообщение содержит информацию о событиях, которые закончились авиационным или чрезвычайным происшествиями, а также связаны с преступными действиями, то они передаются в орга­ны, ведущие расследование.

Поступившие в ГосНИИ ГА сообщения к 15 числу следующего месяца передаются на магнитной ленте в ГВЦ ГА для ведения информационных массивов Системы, в рамках отраслевых подсистем МАСУ «Безопасность». ГВЦ ГА обеспечивает выдачу по за —

просам, согласованным с Главной инспекцией МГА,.. обобщенных сведений системы сообщений для прове­дения работ по профилактике аварийности в граж­данской авиации. По сообщениям, содержащим ин­формацию о наиболее опасных отклонениях в дея­тельности авиапредприятий, рабочей группой подго­тавливаются оперативные извещения с рекоменда­циями по устранению опасных факторов и направля­ются в соответствующие управления МГА для приня­тия решения. Дубликат извещения передается ш Главную инспекцию МГА для контроля за разработ­кой и внедрением профилактических мероприятий.

При выявлении опасных тенденций в ходе анали­за сводных материалов Системы рабочая группа на­правляет в Главную инспекцию МГА сводку о выяв­ленных опасных отклонениях в работе авиационно­транспортной системы с конкретными предложения­ми по их устранению. Материалы обобщения сообще­ний включаются в ежегодный анализ безопасности полетов, проводимый Главной инспекцией МГА, сов­местно с ГосНИИ ГА, с указанием в нем обоснован­ных рекомендаций по устранению выявленных от­клонений.

Хранение заполненных бланков сообщений в — ГосНИИ ГА после перевода на магнитный носитель осуществляется в течение одного года. Затем эти ма­териалы подлежат уничтожению в установленном! порядке.

Лицевая сторона

Форма 01.11.86-‘ МАСУ «Безопасность»-

Система сообщений по вопросам безопасности полетов

Занимаемая должность корреспондента Стаж работы в гражданской авиации ‘

Отмеченные данные направлены на совершенствование (указать конкретно АТ или служба)

Содержание сообщения

линия отреза

Настоящие данные вводу в ЭВМ и хранению не под­лежат

Сведения об авторе сообщения

Фамилия

Имя

Отчество

Служебный адрес

телефон

Помявший адрес

телефон

Оборотная сторона

Предложения по устранению недостатков

Примечание. Если Вы считаете, что по каким-то соображениям анкету подписывать нецелесообразно, то это делать необязательно.

[1] Основные направления экономического и — социального раз­вития. СССР на 1986^-1990 годы и на период до 2Q00 года: М.: Политиздат, 1986. С. 58.

[2] В дальнейшем Система.